Зачастую античные времена представляются как господство веселых нравов, не скованных нормами христианской морали. Тем не менее, как и в любом обществе там находилось место и преступлениям, и наказаниям. Существовали и тюрьмы. В те далекие времена они были по преимуществу предварительными или долговыми.
Греция
В Древней Греции наличествовали разные тюрьмы. Это было обусловлено тем, что единого государства и единой системы среди эллинов не существовало. Из школьного курса истории вспомним, что между Афинами и Спартой, например, имелись отличия космического масштаба. Тюрем было немного, и заключение редко служило карательной мерой. Как правило, его использовали в качестве предварительного ареста или наказания в отношении должников.
Политических противников — в отличие от Древней Руси — в темницы не кидали. В Афинах их подвергали процедуре остракизма, то есть изгнанию из города и лишения статуса гражданина полиса. Для афинянина это было подлинной трагедией. Хотя многие скажут сейчас: «Нам бы их проблемы» и будут совершенно правы.
Условия содержания зависели от статуса сидельца. О тюрьмах для рабов говорить не приходится — об их условиях заключения можно только догадываться и полагать, что, как и в случае с простолюдинами на Руси, расправа была скорой и на такую роскошь, как содержание под стражей, не тратили сил и средств. Свободные и богатые граждане сидели, как бы сейчас сказали, красиво: принимали посетителей, снабжались хорошей едой, разумеется, вином, их отпускали на праздники домой при условии поручительства за них.
Как не сравнить с современной российской тюрьмой с ее нешуточным социальным расслоением?
Прекрасно помню: завхоза нашего барака разве что за пределы зоны не отпускали на выходные. К баланде он не притрагивался, массовые мероприятия, от которых зависит «исправление» осужденных, игнорировал, спал весь день, ночью бренчал на гитаре, и без помех разгуливал по колонии, имея мобильник в кармане. Это он и называл «сидеть красиво».
«Диалоги о Сократе»
Для Греции периода ее расцвета показателен пример, пожалуй, самого известного сидельца античности – философа Сократа, «чалившегося» в тюрьме тех же Афин. Древнего по меркам того времени 70-летнего старика признали виновным в том, что он вольнодумствует, отрицает афинских богов и развращает молодежь.
Разумеется, «добродетельная общественность» не могла не возмутиться таким ,безобразием с его стороны.Тем не менее, к нему свободно приходили друзья и, более того, во всеуслышание предлагали устроить побег. И только верность этическим принципам не позволила философу бежать.
Сократ отвечал ученикам: «Закон суров, но это закон». Но нельзя не отметить, что тюрьма для Сократа выполняла функции КПЗ и не была наказанием как таковым. В тюрьме он провел около месяца до наказания настоящего – казни. Ему пришлось выпить чашу с ядом. Таковы были нравы в Элладе периода ее расцвета.
Конечно, в «Диалогах о Сократе» трудно отделить сократовское учение от философии Платона – самого знаменитого его последователя. Но прочитать эти диалоги как иллюстрацию, в том числе и тюремного древнегреческого быта настоятельно советуем.
Сократовскую тюрьму можно лицезреть, если добраться до Афин. Найти ее совсем не трудно. Она расположена в самом центре Афин, недалеко от Акрополя. И хоть она закрыта для посещений, можно посмотреть на нее снаружи. Это пещера в скале, входы в которую преграждают железные решетки. Внутренние помещения тоже вырублены в скале.
Рим
Расцвет Рима наступил на несколько столетий позже, чем в Греции. В отличие от Греции, в Риме использовали тюрьму в числе прочего и как вид наказания. Сенат, бывало, постановлял тюремное заключение виновному, когда смертная казнь представлялась чрезмерной.
Одна из первых тюрем древних римлян именовалась carcer, отсюда произошло слово, близкое многим сегодняшним сидельцам – карцер.
В Риме царской эпохи, периода республики и ранней империи тюрьмы использовались в тех же целях, что и в древней Греции: заключенные сидели там, дожидаясь суда или наказания.
Бывало, что использовался и домашний арест. Срок при этом не устанавливался. Поэт и полководец Помпоний Секунд, угодивший под домашний арест за участие в заговоре против императора Тиберия, вынужден был безвылазно сидеть дома шесть лет, пока не этот самый Тиберий не умер. Помпоний еще легко отделался.
Позже, во времена Нерона и Домициана заговоры против кесаря карались исключительно смертью. Во время расцвета империи тюремное наказание получило более широкое распространение. Но из-за отсутствия строго прописанного тюремного законодательства на практике случались казусы, когда людей сажали в тюрьмы на неопределенный срок. Обращение с арестантами, как и в Греции, в значительной степени зависело от их благосостояния и общественного положения и, конечно, от тюремщиков.
Работа вертухаев была регламентирована еще слабее. Хотя, вспоминая вертухаев сегодняшних, нельзя не заметить, что чёткая регламентация их деятельности совсем не мешает нарушать эти нормы когда им вздумается.
Туллианум
Одной из самых примечательных тюрем того времени был римский Туллианум, сохранившийся до наших дней. И его можно найти в самом центре сегодняшней столицы Италии, в непосредственной близости от форума.
По существовавшей в Древнем Риме традиции он был вырыт у подножия Капитолия в VI веке до н.э., то есть, на заре истории вечного города. Затем при царе Сервии Туллии она была значительно расширена. По этой причине она и получила имя данного правителя – Туллианум. При Тиберии тюрьма была вновь увеличена, но имя к тому времени за ней уже прочно закрепилось. Туллианум был подземным двухэтажным зданием.
Римский историк Саллюстий в книге «Заговор Катилины» так описывает тюрьму: «В тюрьме имеется нижний уровень, который называется Туллианум, который спускается на двенадцать футов под землю. Стены у тюрьмы толстые, свод ее также выложен из камня. Это грязная темница, мрачная и зловонная, и впечатление она оставляет страшное и ужасное».
Тюрьма служила и местом заключения, и местом проведения казней. Здесь казнили царя Нумидии Югурту и кельтского вождя Верцингеторикса. Сначала они находились в тюрьме, ожидая когда их проведут по улицам Рима в цепях, во время триумфа императора. Затем их вернули в тюрьму, где и умертвили, как и других пленных, кого с помощью петли, а кого уморили голодом. Верцингеторикс провел в тюрьме шесть лет, пока не состоялся триумф Юлия Цезаря. Большинство же заключенных казнили очень быстро, в течение нескольких дней.
По средневековой легенде именно в Туллиануме содержались и были казнены апостолы Петр и Павел. Согласно некоторым источникам, они были заточены в тюрьму императором Нероном. Там они явили тюремщикам чудо и обратили их в свою веру. Петр, считающийся первым епископом Рима, был распят вниз головой. По преданию, его захоронили на холме, на котором через пару веков император Константин построил первую базилику Святого Петра. Примерно в те же годы, по приказу Нерона приняли яд писатель и политик Петроний Арбитр, автор «Сатирикона» и другие участники заговора против императора.
Конечно, Петроний был куда менее свят, чем апостол Пётр. Я бы даже назвал его «Сатирикон» торжеством развратных сатурналий. Тем не менее, насильственный уход из жизни античного сатирика считаю не менее важным звеном исторического развития, чем казнь первых христианских святых.
Заканчивая рассказ о тюрьмах античных государств Европы, хочется сказать, что именно в тот период была заложена западная традиция пенитенциарной системы. Хотя это наименование, конечно, преждевременно. Тем не менее, примерно в таком виде, меняясь лишь незначительно, тюрьмы просуществовали в Европе аж до распространения идей Просвещения в XVIII веке, когда возобладала мысль о необходимости исправления, а не наказания.
Автор Эльдар Фанизов